Статьи

Осветительные приборы в фотостудии: для чего предназначены и как пользоваться

При реализации творческой идеи фотограф контролирует много параметров как во время подготовки, так и на съемочной площадке. Если говорить о самой съемке, то после настройки камеры следующий ключевой элемент – световая составляющая. Умение управлять светом – ценный навык в работе профессионала.
Наличие достаточного освещения, знание приборов и умение их настраивать поможет фотографу избежать образования неправильных теней и создать рисунок фотографии соответствующий техническому заданию коммерческой съемки или творческой идеи.
Существует 3 типа источника света:
естественный,
импульсный,
постоянный.
  • Естественное освещение – это природный свет: солнце, звезды, луна. Оно непредсказуемо и меняется независимо от наших желаний. Иногда получается скорректировать его с помощью отражателя или вспышки.
Если в помещении есть большие панорамные окна, то естественный свет используют для создания художественной фотографии. И всё же фотографы идут в фотостудию за регулируемым управляемым освещением.

Профессиональный студийный свет – это целая система световых приборов и насадок для составления разнообразных фотосхем. Обычно в студии берут сразу несколько приборов – два, три и больше. С их помощью можно подчеркнуть детали объекта в фотографии: глаза и эмоции человека, цвет фона или создать интересную игру света и тени.

В предметной съемке требуется передать фактуру материала, упаковки, геометрию, правильные цвета и визуально-тактильные характеристики объекта.
  • Импульсный свет – это мощная вспышка, которая длиться доли секунды и освещает модель или композицию съемки. Источник срабатывает при нажатии затвора фотоаппарата, а не светит постоянно. Для включения вспышки в нужный момент используют синхронизатор, который выдается в фотостудии.
Импульсный свет помогает «заморозить» движение в кадре, получить более резкий снимок. При бронировании залов для фотосессии в стоимость включены один или два таких источника. Они экономят потребление электроэнергии, поэтому преобладают в фотостудиях.

Из плюсов еще выделяют, что импульс срабатывает на мгновение, а не слепит глаза модели постоянно. Другие световые приборы не перебивают мощность этой вспышки.

На вспышке импульсного света есть небольшая лампочка постоянного (или пилотного) света, которая помогает фотографу сфокусироваться на объекте, а также увидеть предварительный светотеневой рисунок, который получится на снимке. Обычно перед работой с этим источником делают так называемую пристрелку.
  • Источники постоянного света – это галогеновые или светодиодные приборы, которые светят непрерывно, пока включены в розетку. Некоторые питаются от перезаряжаемой батареи. Преимущества постоянного света в том, что фотограф сразу видит «картинку», которую получит на снимке. Если не нравятся светотени, можно изменить схему и отредактировать результат.
Постоянным светом предпочитают пользоваться начинающие фотографы, он проще в настройке, чем импульсный. Если вы планируете видеосъемку, а не только фотосессию, используйте эти осветители. Не зря этот свет называют «киношным». Он удобен, если хотите получить классные бэки вместе с фотографиями. Другое освещение типа света из окна, из коридора, от фонарика телефона образуют помехи, поэтому исключите их при работе с постоянным светом. Один из минусов – вероятность получить смазанную фотографию.

Основные осветительные приборы в профессиональной фотостудии – это моноблоки и генераторы.

Моноблоки

Если просто, то это вспышка, которая выполняет несколько функций. Моноблок – это прибор, который объединил источник питания и света в одном корпусе, он включает лампу пилотного света и генерирует саму вспышку. Для одновременного срабатывания с фотоаппаратом в специальный разъем подключается синхронизатор. На обратной стороне осветителя с помощью рычагов управления фотограф устанавливает необходимую мощность и яркость. Фотокамеру можно синхронизировать только с одним моноблоком.

Генераторы

Они значительно мощнее и дороже моноблоков. Генератор состоит из двух блоков: управляющего, самого генератора, и лампового. Управляющий блок устанавливается на полу или около стойки, к нему можно подключить сразу несколько ламповых блоков. Благодаря синхронизатору они срабатывают все одновременно, в отличие от моноблока.

Производят 2 типа моноблоков и генераторов: с импульсным или постоянным светом. Различие в том, что в световых приборах постоянного света отсутствует лампа вспышки. Более дорогие модели постоянного света допускают изменение цвета RGB без дополнительных цветных фильтров за счет регуляторов цветовой температуры. На импульсных источниках цвет меняется за счет применения специальных фильтров.

Стойки

Моноблок или световой блок генератора крепят на специальные стойки. Они массивнее и устойчивее штативов, чтобы удержать вес световых приборов с насадками. К некоторым стойкам прикручивают колёсики, чтобы фотограф или ассистент спокойно передвигал их по студии при изменении световых схем. Осветительные приборы в собранном виде очень тяжелые.

Профессиональные студии, как Wave, дополнительно закупают отдельный вид очень высокой стойки под названием «журавль». Это сложная система с дополнительной выдвижной перекладиной, на которую крепится световой блок. Стойку можно выдвигать, наклонять в разных направлениях, а также поднимать высоко над объектом фотосъемки. При работе с «журавлем» обязательно применяются противовесы – специальные мешки с песком.

Светоформирующие насадки

Для получения определенного типа света на моноблок крепят специальные световые насадки.
  • Мягкий свет – рассеянный, не «бьет» напрямую в объект, создает тени с как бы растушёванными краями, сглаживает резкие углы. Он дает плавный рисунок с неяркими бликами. Например, свет из окна через штору, отраженный свет от стены. Для создания мягкого света выбирайте фотозонты или софтбоксы.
  • Жесткий свет – отличается резкими тенями, сильной контрастностью, которую создает один яркий источник. Тубус, рефлектор помогут создать такой свет. Пример жесткого освещения – это солнце в полдень.

Софтбокс

Легкая металлическая конструкция обтянутая тканью. Передняя панель работает как отражатель, который рассеивает свет. Это классическая насадка, которой чаще всего пользуются фотографы. Прямоугольные и квадратные софтбоксы создают мягкий свет.

Стрипбокс

Прямоугольный софтбокс, но гораздо более узкий. Его используют для освещения модели в полный рост или крупного предмета.

Октобокс

Насадка 8-угольной формы, создаёт мягкий свет. Подходит для фотосъемки группы людей или когда надо подсветить не только модель, но и пространство вокруг неё. Профессионалы применяют его для Beauty – съемок и создания интересных бликов в глазах модели.

«Портретная тарелка»

Насадка хороша в работе с портретами, бывает разной формы, иногда обтянута тканью. Она популярна в Fashion съемке для избавления от резких теней. Считается, что «портретная тарелка» создает средний свет. С её помощью подсвечивают прическу или макияж.

Стандартный рефлектор

Все рефлекторы дают жесткий свет, проявляют фактуру и объем. Если хотите получить глубокий драматический портрет, применяйте эту насадку.

Фоновый рефлектор

Это рефлектор со скошенным краем по диагонали для равномерной подсветки фона. Такая форма служит, чтобы насадка светила именно на фон и не попадала на модель или другой объект съемки. Фоновым рефлектором создают контровой свет.

Тубус или конусный рефлектор (снут)

Тубус – это насадка в виде конуса, которая создаёт узконаправленный пучок света. Снут обеспечивает эффект прожектора или выделяет главную деталь на съемочной площадке. Эта насадка для опытных фотографов, так как надо понимать, куда конкретно падает луч и находиться в нем. Подсветить модель полностью таким светом не удастся.

Фотозонты

Бывают 2 типов: на отражение и на просвет. Зонт создаёт мягкий свет с аккуратными тенями. В зонтах на просвет очень тонкая прозрачная ткань, которая хорошо рассеивает свет от всех источников, а также благодаря спицам на зонте можно минимально регулировать световой пучок.

Зонт на отражение с плотной непрозрачной тканью создаёт более четкий рисунок. Свет, отражаясь от внутренней поверхности, падает на модель более направленным пучком.

Фотозонт прощает ошибки, поэтому хорош для начинающих фотографов. Недостатки кожи сглаживаются, блики получаются менее заметными, а тени плавно переходят в свет.

Маски гобо

Специальные трафареты, через которые проходит свет, а на модели или фоне образуются разные узоры. Маски гобо имитируют солнечный свет, тень листьев, свет сквозь жалюзи. Для этих трафаретов есть специальный прибор, который регулирует ширину пучка света, а также резкость самого рисунка.

Шторки

Это насадка с четырьмя заслонками для рефлектора. С её помощью меняют толщину светового потока и его направленность. Обычно шторки применяют для подсветки фон. Их можно применять совместно с сотами и фильтрами.

Соты

Насадки, которые создают практически параллельные пучки света. Соты имеют ячеистую структуру, сужают световой поток и делают его границы более резкими. Для рефлекторов вы найдете металлические соты, для софтбоксов – тканевые.

Цветные фильтры

Используются с разными световыми приборами. Фильтры помогают изменить цвет светового луча и действуют точечно. В руках профессионала они рождают любопытные цветовые решения в художественной фотографии.

Отражатели и флаги

Это оборудование отражает световой пучок или меняет его направление. Флаги помогают отсекать лишний свет, сами они его не генерируют. Флаги обычно встречаются двусторонние: черные и белые, а отражатели – это серебристая, золотистая или белая ткань на каркасе.


Управляемый искусственный свет многократно увеличивает потенциал творческой мысли фотографа. При умелом применении студийных приборов и создании световых схем, вы сможете творить на съемочной площадке художественные шедевры.

Студия Wave предлагает световое оборудование и насадки как начинающим, так и продвинутым фотографам. Наши администраторы всегда посоветуют вам приборы для фотосъемки и помогут с ними разобраться, если возникают вопросы.